В 80-е гг. приключенческое
кино в Америке было на пике своего развития — благодаря таким людям,
как Спилберг, Лукас, Земекис, появлялись один за другим настоящие
шедевры жанра, ныне признанные культовой классикой. После выхода в 1981
году великолепно...
В
80-е гг. приключенческое кино в Америке было на пике своего развития —
благодаря таким людям, как Спилберг, Лукас, Земекис, появлялись один за
другим настоящие шедевры жанра, ныне признанные культовой классикой.
После выхода в 1981 году великолепного «Индианы Джонса» в жанре
приключений вообще вряд ли можно было сказать что-то новое или более
яркое. Спилберг своей бесподобной, идеальной трилогией о приключениях
героического археолога поставил жирную точку в «героическом» кино,
после «Индианы Джонса» любое кино, снятое в подобной стилистике,
смотрится лишь подражанием его шедевру.
В случае с этим фильмом,
мы, пожалуй, имеем дело с удачным и очень старательным, по-ученически
старательным, цитированием и благодарным повторением. Как известно,
Роберт Земекис один из тех, кто вышел из команды Спилберга, пожалуй,
самый талантливый и лучший ученик мэтра, который сумел создать
собственные, совершенно оригинальные фильмы. Но «Роман с камнем» — это
фильм, явно снятый на волне успеха «Индианы Джонса», во многом на него
похожий, во многом ему уступающий.
Но не это главное. Главное
то, что Земекису все-таки удалось не бездумно скопировать Спилберга, а
протсо научиться у него многим приемам и подхватить его стиль —
легкость, увлекательность, драйв, простота и общепонятность сюжета при
обилии приключений, путешествий и легким налетом сказочности. У
Земекиса получилось абсолютно вневозрастное кино, захватывающее,
красивое, щедро снабженное юмором и спецэффектами.
Тема героя
ярко проходит через весь фильм. Мы встречаемся с непотопляемым героем,
этаким современным «тарзаном», циничным, грубым и, конечно, очень
романтичным и влюбыивым в душе. С настоящим искателем приключений,
«джентельменом удачи». И героиня — конечно же, взращенная в асфальтовых
джунглях нежная нью-йорская писательница, оказавшаяся вместе с героем
своей мечты в диких джунглях Колумбии.
В качестве интриги —
погоня за драгоценным камнем, то есть та же извечная погоня за
сокровищами, из-за которого нашим героям придется изрядно попотеть и
повоевать с целой толплй мерзавцев. И, хотя лента несколько вторична,
индивидуальность Земекиса в ней чувствуется — во-первых, фильм
воспевает романтичного героя, взрослого героя, в отличие от вечного
мальчишки Индианы, который ни секунды не может сидеть на месте без
дела, герой Дугласа мечтает купить себе яхту и плыть по океану,
рассекая волны, держа за руку любимую девушку… А героиня живет в
придуманном мире, где царствует идеальный герой.
Отстраненные от
мира фантазеры — всегда у Земекиса главные герои, — вспомните дока
Брауна из «Назад в будущее», Форреста Гампа или героя Уиллиса из
«Смерти ей к лицу». И, если герои Спилберга действительно герои,
которые с улыбкой выходят сухими из воды, то герои Земекиса в этой воде
тонут, мокнут, да еще и непрерывно ругаются. Если у Спилберга Индиана
Джонс, прыгнув на лиане через ров, непременно приземлится на другой
стороне, то Джек Колтон обязательно хлопнется о скалу, а потом еще
свалится в грязь и окажется у героини головой между ног «совершенно
случайно». Его интересуют не столько прикючения, сколько отношения
главных героев, при этом в фильме еще много забавных эксцентричных
персонажей, которые вызывают улыбку.
Актеры в фильме хорошие —
Майкл Дуглас, который, правда, не слишком, по-моему, подошел на эту
роль (в нем слишком много отрицательного обаяния, которое в полной мере
проявилось в «Уолл-стрите»), однако, сумел неплохо состроить из себя
героя-весельчака. Кэтлин Тернер хороша — она не очень красива, но
приятна, мила, а иногда и очаровательна. Характер у нее живой,
открытый, — настоящая «дамская романистка».
Классно вышла
парочка Дэнни Де Вито и другой, неизвестный мне актер — лысый и усатый,
которые весь фильм грозились друг другу ноги переломать. Дэнни Де Вито,
лучший друг Дугласа, сыграл злодея, но такие у него невинные глазки,
так мелочно его злодейство, что его таковым даже не воспринимаешь.
Легко, изящно, с озорным темпераментом он играет каждую свою комедийную
сцену. Харизматичный злодей Мануэль Ойеда тоже понравился.
В
общем, фильм, конечно, истинно классический, вобравший в него очень
много от «Индианы Джонса», сохранивший дух приключений и романтики.
Джунгли Латинской Америки, погони, драгоценные камни, старые карты,
голубоглазый герой с дробовиком и героиня в джунглях на высоких
каблуках… Веселый, позитивный фильм, который обязательно порадует
поклонников приключений. Кстати, он ничуть не устарел за это время —
по-прежнему как новенький.