Четыре года назад в США вышла
100 страничная книга сестер Фридман «Письма к Джульетте», содержащая
100 самых красивых писем, оставленных в стене дома Джульетты и
пришедших в Верону сестрам «Клуба Джульетты» по почте. Писем из самых
разных стран, от с...
Четыре
года назад в США вышла 100 страничная книга сестер Фридман «Письма к
Джульетте», содержащая 100 самых красивых писем, оставленных в стене
дома Джульетты и пришедших в Верону сестрам «Клуба Джульетты» по почте.
Писем из самых разных стран, от самых разных девушек и женщин, в том
числе два письма из России и самое трогательное письмо от лесбиянки из
Индии. Писем, авторов которых объединила вера в магическую силу духа
Джульетты, в соответствии с древней легендой ставшей ангелом,
обязательно помогающим всем, кто к ней обращается в решении любовных
проблем.
На 57 странице этой книги можно прочесть и историю
любви юной англичанки Клэр к молодому итальянскому парню. Любви,
сохраненной для нас в удивительно проникновенном письме, которое
пролежало в стене дома Джульетты несколько десятилетий, пока его не
нашли и не передали в «Клуб Джульетты». Несмотря на то, что реальный
автор этого письма умерла несколько лет назад, ее любовь к человеку,
которого она видела всего несколько дней, пронесенная через всю жизнь,
никуда не исчезла. Ведь именно она вдохновило создателей фильма «Письма
к Джульетте», а после его просмотра, возможно, вдохновит и еще сотни
девушек и женщин вспомнить о том, что истинная любовь не умирает
никогда.
Затерянная в Вероне.
Когда ресторатор Виктор
(Берналь) и его невеста — начинающая журналистка из Нью-Йорка Софи
(Сейфрид) приехали в Италию для предсвадебного отдыха, ничто не
предвещало проблем в их отношениях. За исключением одного — решения
Виктора совместить приятное с полезным, используя отдых для поиска
поставщиков продуктов для своего ресторана в Нью-Йорке. Увы, вскоре он
так увлекается великолепными продуктами Тосканы, что совсем забывает
про свою невесту, которая, блуждая бесцельно по Вероне, примыкает к
секретарям «Клуба Джульетты». Найдя в стене дома Джульетты письмо от 15
летней Клэр Стиф, которая полвека назад влюбилась в молодого
итальянского парня — Лоренцо Бартолини, но была вынуждена расстаться с
ним, Софи пишет ей ответ, думая использовать эту историю для своей
будущей статьи или книги…
Ну а далее, все идет строго в
соответствии с шаблонами, сотню раз отработанными в аналогичных
фильмах, например, в «Дневнике памяти» или «Мама, миа», если отбросить
из нее песни «Аббы» и изменить место действия. По мере поисков того
самого Лоренцо в провинциях Тосканы и Венето, возникает два
закономерных треугольника отношений. Один из них включает Софи, Клэр и
ее циничного внука Чарли, не верящего, до определенного момента, в
романтическую любовь. Второй — классический любовный треугольник:
Чарли, Виктор и Софи. Ведь, по мере погружения в великолепие чувств
Клэр, Софи начинает заново переосмысливать свои собственные чувства и
отношения…
Под солнцем Тосканы.
При всей шаблонности
сценария фильма, у «Писем к Джульетте» есть несколько неоспоримых
достоинств. Во-первых, персонаж Клэр Стиф в изумительном исполнении
Венессы Редгрейв. С традиционной для своих ролей легкостью и
непосредственностью она передала весь трепет и тепло чувств,
пронесённых ею через 50 лет своей жизни. Ее актерская работа в этом
фильме, безусловно, достойна восхищения.
Во-вторых, Гари Виник
удачно обыграл ожидание встречи Клэр с каждым новым пенсионером
Лоренцо. Узнает ли она его спустя полвека? Осталось ли в его сердце
такое же чувство, как и у Клэр? Благодаря этой особой атмосфере
ожидания любви, все сцены знакомств Клэр с очередным Лоренцо получились
как отдельные мини-фильмы со своим собственным сюжетом.
Нельзя
не отметить мягкий и ненавязчивый юмор и приятную итальянскую музыку,
сопровождающие большую часть действия фильма. Ну и, наконец, его
оператору — итальянцу Понтекорво удалось изумительно показать всю
красоту древней Вероны, сельских пейзажей Тосканы и Венето и прекрасных
итальянских продуктов, в которые так влюбился Виктор. Поэтому визуально
весь фильм получился очень солнечным, сочным, легким и воздушным как и
сама летняя Италия.
Но на фоне визуального великолепия ярчайших
красок провинциальной Тосканы, на фоне романтизма и чувственности
Вероны, как на ладони, становятся особенно заметны и главные недостатки
мелодраматической основы фильма. Полное отсутствие в «Письмах к
Джульетте» даже намека на эротизм, не проработанность образов и
схематизм характеров основных мужских персонажей, не могли пойти на
пользу его зрелищности. В результате, каждый поворот в отношениях,
каждый диалог между Софи, Виктором и Чарли становится слишком очевидным
и довольно предсказуемым.
В поисках романтического героя.
Накануне
выхода фильма в прокат со-президенты «Summit» Эрик Фейг и Патрик
Вашбергер, которые впервые одновременно стали продюсерами фильма своей
студии, в большом интервью NBC сетовали на то, что сейчас в США очень
сложно найти молодого актера, который бы мог достойно сыграть
романтического героя. И это при огромной потребности в нем со стороны
женской аудитории, на которой и держится империя «Summit». Именно
поэтому студии пришлось долго искать актеров на роли Виктора и Чарли за
границей, в итоге остановившись на мексиканце и австралийце.
Но
дело, конечно, не только в явной нехватке молодых актеров, которые бы
могли достойно воплотить на экране героев девичьих грез. Проблема
заключается в убогости сценарных трактовок этого образа во многих
современных фильмах. Фильмах, в которых романтических героев мужского
пола показывают практически полностью лишенных маскулинных черт.
Тщедушные и физически и морально, безвольные, без стержня и четких
жизненных целей, ранимые и закомплексованные… А на другом полюсе мы
видим сильных, решительных, одухотворенных и умных девушек и женщин,
которые, не от хорошей жизни, вынуждены присваивать традиционно мужские
черты.
Все эти проблемы ярко отразились и в «Письмах к
Джульетте». В сравнении с живыми, эмоциональными и чувственными
героинями Редгрейв и Сейфрид, Виктор и Чарли, каждый по-своему,
получились одинаково непривлекательными героями, у которых не
чувствуется никакой любовной «химии» с Софи. Сейфрид и Редгрейв
настолько переиграли в этом фильме Берналя и Эгана, что в его конце уже
абсолютно не имеет никакого значения — с кем в итоге останется главная
героиня. Настоящая «химия» в «Письмах к Джульетте» есть только между
70-летними Клэр и Лоренцо, которых сыграли реальные супруги: Редгрейв и
знаменитый итальянский актер Франко Неро.
Удивительно, но
история их жизни очень напоминает сюжет самого фильма. Редгрейв и Неро
впервые познакомились и влюбились друг в друга, когда были совсем
молодыми — в 1967 г., на съемках «Камелота». В силу определенных
обстоятельств они были вынуждены расстаться, но, случайно встретившись
спустя десятилетия, поняли, что именно то чувство было единственной
истинной любовью всей их жизни. С тех пор они практически никогда не
расстаются. И в «Письмах к Джульетте» своей великолепной игрой, своей
истинной любовью, пронесенной через года, Редгрейв и Неро показали
молодым актерам такой запредельный уровень, такую огромную фору, до
которых им, наверное, не суждено подняться. Именно их отношения, их
любовь и в жизни, и в фильме стали лучшим подарком реальной Клэр, так и
не нашедшей своего Лоренцо и всем тем, чье сердце еще не разучилось
искренне любить и чувствовать.
Посвящается Ольге Николаевой —
единственному русскому секретарю веронского «Клуба Джульетты», общение
с которой несколько лет назад стало одним из самых ярких впечатлений от
посещения мировой столицы романтической любви.